Прокладка тоннелей, в особенности, тех, которые предназначены для метро, относится к числу наиболее технически сложных строительных задач. Тоннель – это протяжённое подземное (иногда – подводное) сооружение, расположенное горизонтально или наклонно. Тоннели строятся с разными целями: чтобы сократить путь между двумя точками (а не устраивать обходной путь), чтобы преодолеть природное препятствие (например, пустить дорогу сквозь горы), чтобы сэкономить время (паромную переправу можно заменить тоннелем). По своему назначению тоннели могут выполнять множество функций; существуют транспортные, пешеходные, велосипедные тоннели, тоннели, предназначенные для размещения различных коммуникаций, коллекторы, экологические тоннели для безопасного перемещения животных под автотрассами и т.д. Большая часть метрополитенов также устроена в виде тоннелей. В условиях большого города метро является наиболее эффективным транспортным средством, оно отличается высокой скоростью и пропускной способностью, способствует сокращению пробок. Линии метро иногда прокладываются открыто, на поверхности или на эстакадах, но чаще – в подземных тоннелях.
Обычно метрополитен становится своего рода каркасом для всей городской транспортной пассажирской системы. Параметры метрополитенов могут варьироваться в разных странах, но все они объединяются общими особенностями – это городская железная дорога с использованием электрической тяги, по которой регулярно, с высокой частотой, курсируют поезда для перевозки пассажиров и которая полностью обособлена от любого другого вида транспорта.
Стоимость строительства метрополитенов сильно зависит от выбранных инженерных решений. Надземные пути и станции обходятся более дёшево. Однако в большинстве случаев возникает необходимость строить мосты и тоннели. Вместе с тем, чем глубже предполагается разместить метро, тем больше потребуется строительных усилий и, соответственно, финансовых вложений. Глубина станций сильно зависит от того, что находится на поверхности. Если это автомобильные трассы, то станция метро может уходить всего лишь на 20 м вниз. Если же наверху расположены жилые дома, то требуется строительство станции глубокого заложения. Строительство тоннелей и метрополитенов может вестись открытым и закрытым способом, без вскрытия поверхности. Открытым методом обычно строятся тоннели неглубокого, до 30 м, залегания. Это более экономичный способ, который в настоящее время стараются применять для строительства всех новых станций метро в Москве. При строительстве открытым способом выкапывают котлован (обычно для этого применяются экскаваторы и бульдозеры и реже взрывные устройства и буры), устанавливают бетонные конструкции, выполняют бетонную засыпку и затем в полученном тоннеле занимаются монтажом обделки, прокладывают пути метро и инженерные коммуникации. Закрытый способ намного сложнее. Он начинается с обустройства шахтного ствола для размещения клети лифта, который будет доставлять рабочих и оборудование на глубину. Здесь же на поверхность будут поднимать отработанный грунт. С околоствольной площадки начинаются строительство тоннеля метро.
Современные технологии позволяют осуществлять строительство мостов, тоннелей, метрополитена даже в самых сложных условиях. Оборудование и технологии для подземного строительства постоянно совершенствуют, однако строительство тоннелей по-прежнему связано с повышенной опасностью. Работать в этой интересной (и прибыльной) сфере могут только высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями в области горного дела, проектирования, подземного строительства и строительства инженерных сооружений.
Межрегиональная Академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) предлагает пройти качественное и комфортное дистанционное обучение на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации по специальности «Тоннели и метрополитены». Стать слушатели курсов приглашаются все желающие, имеющие среднее специальное либо высшее образование в области строительства. При зачислении потребуется предоставить диплом об окончании вуза или ссуза.
Занятия на курсах профпереподготовки предполагают изучение ряда тем, в том числе:
252 или 520 часов – продолжительность занятий на курсах. По результатам итоговой аттестации слушателям выдаются дипломы государственного образца о прохождении курса профессиональной переподготовки.
На выбор предлагаются блоки длительность от 72 до 140 учебных часов. Программа повышения квалификации даёт обзор основных тенденций в сфере строительства тоннелей и метрополитенов, а также освещает наиболее актуальные изменения в законодательстве в данной области. Документ, который выдаётся слушателям по окончанию курсов, - удостоверение установленного образца о прохождении курсов повышения квалификации.
Название | Продолжительность курса | Требования для поступающих | Программа курса |
---|---|---|---|
Проектирование тоннелей | 252 часа | Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием, бакалавры, специалисты с высшим профессиональным образованием, магистры | doc |